Карта сайтаЭлектронное обращениеНа главную

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Адрес:  г. Минск, ул. Платонова, 22 

Телефон: 284 71 51; 331 06 17

                                                                                                                                                                           
 

 

 

 

  

Методическая рассылка

Аналитическая записка

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 10.01.2008 года №7 и приказа по учреждению от 31.01.2008 г.№3, Национальный центр усыновления осуществил мониторинг положения детей в замещающих семьях разных типов по методике, предложенной специалистами кафедры социальной педагогики БГПУ им.М.Танка В.В.Мартыновой и В.А.Маглыш. В ходе мониторинга изучено положение 57 усыновленных детей; 59 детей-воспитанников опекунских семей; 84 воспитанников профессиональных приемных семей; 64 воспитанников детских домов семейного типа.

Подготовка к мониторинговому исследованию проходила в период с января по март 2008 года (включительно). Собственно мониторинговое исследование осуществлено с апреля по июль 2008 года; обработка данных мониторинга осуществлена с августа по сентябрь 2008 года.

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА


Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА

1. Сбор и анализ информации о психическом и физическом развитии детей в замещающих семьях
2. Сбор и анализ информации о трудностях и проблемах, возникающих в процессе воспитания детей в замещающих семьях.
3. Определение условий, которые должны быть созданы в замещающей семье для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка.
4. Анализ полученных данных и методических рекомендаций по оптимизации системы подготовки замещающих семей к выполнению родительской роли, сопровождения таких семей, а также созданию условий для реабилитации и нормального развития депривированного ребенка в замещающей семье.
5. Внесение предложений по усовершенствованию нормативных правовых актов в данной области.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СЕМЕЙ УСЫНОВИТЕЛЕЙ


В рамках мониторинга изучено положение 57 детей, усыновленных гражданами Республики Беларусь в разные годы. Из общего числа детей 26 (46%) находятся в семьях до 3 лет; от 3 до 5 лет в семьях проживают 14 (24%) детей, более пяти лет в семьях находятся 17 (30%) детей. При этом усыновленные дети находились на момент мониторинга в возрасте: до 3 лет – 7 детей (12%); от 3 до 5 лет – 18 детей (32%); от 5 до 10 лет – 19 детей (33%); в возрасте от 10 до 15 лет находились 13 детей (23%).

Из общего числа детей мальчики – 33 (58%), девочки – 24 (42%).

В полных семьях воспитываются 39 детей (68%). В семьях одиноких матерей проживает 14 детей (26%), женщины-вдовы воспитывают 4 усыновленных детей (6%). Супругов, расторгших брак, среди изученных семей нет.

Из общего числа усыновленных детей в городской местности проживает 50 детей (88%), 7 – в деревнях (12%).

Семьи с усыновленными детьми проживают в различном по собственности и благоустроенности жилье. Так, 19% усыновленных детей со своими семьями проживают в государственном жилье, 79%– в частном жилье, семья еще одного ребенка проживает в ведомственном жилье (2%). В домах с частичными удобствами проживает 3% усыновленных детей, остальные 97% живут в благоустроенном жилье.

Социальный портрет усыновителей по образованию следующий: 45% усыновителей имеют высшее образование, среднее специальное – 49%, среднее – 3%, незаконченное среднее – 1,7%.

10% усыновителей находятся в возрасте до 30 лет; в возрасте от 30 до 40 лет – 28% усыновителей; от 40 до 50 лет – 58% усыновителей; в возрасте старше 50 лет – 3% усыновителя.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

В рамках мониторинга изучено положение 84 детей, воспитывающихся в приемных семьях граждан Республики Беларусь. На момент мониторинга воспитанники приемных семей находились в возрасте: до 3 лет – 3 детей (3,5%); от 3 до 5 лет – 1 ребенок (1%); от 5 до 10 лет – 22 ребенка (26%); в возрасте от 10 до 15 лет находились 58 детей (69%).

Из общего числа воспитанников приемных семей мальчики – 39 (46%), девочки – 45 (54%).
Из общего числа воспитанников приемных семей в городской местности проживает 74 ребенка (88%), 10 – в деревнях (12%).

Приемные семьи проживают в различном по собственности и благоустроенности жилье. Так, 31% приемных семей проживают в государственном жилье, 68% – в частном жилье, еще одна приемная семья проживает в ведомственном жилье (1%). В домах с частичными удобствами проживает 11% приемных семей, 81% приемных семей живут в благоустроенном жилье, в неблагоустроенном жилье проживают 8% приемных семей.

Социальный портрет приемных родителей по образованию следующий: 38% приемных родителей имеют высшее образование, среднее специальное – 31%, среднее – 31%.

В возрасте до 30 лет находятся 2% приемных родителей; в возрасте от 30 до 40 лет – 14% приемных родителей; от 40 до 50 лет – 57% приемных родителей; в возрасте старше 50 лет – 26% приемных родителей.

Гендерный портрет приемных родителей – женщины 85%, 15% – мужчины.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ

В рамках мониторинга изучено положение 59 воспитанников опекунских семей граждан Республики Беларусь. На момент мониторинга воспитанники опекунских семей находились в возрасте: до 3 лет – 1 ребенок (1,5%); от 3 до 5 лет – 5 детей (8%); от 5 до 10 лет – 18 детей (30%); в возрасте от 10 и старше находились 35 детей (59%).

Из общего числа воспитанников опекунских семей мальчики – 28 (47%), девочки – 31 (53%).
Из общего числа воспитанников опекунских семей в городской местности проживает 56 детей (95%), 3 – в деревнях (5%).

Опекунские семьи проживают в различном по собственности и благоустроенности жилье. Так, 41% опекунских семей проживают в государственном жилье, 56%– в частном жилье, еще 3% опекунских семей проживают в ведомственном жилье. В домах с частичными удобствами проживает 10% опекунских семей, 83% опекунских семей живут в благоустроенном жилье, в неблагоустроенном жилье проживают 7% опекунских семей.

Социальный портрет опекунов по образованию следующий: 18% опекунов имеют высшее образование, среднее специальное – 46%, среднее – 32%, незаконченное среднее – 3%.
Опекуны детей находятся в возрасте от 30 до 40 лет – 15%; от 40 до 55 лет – 39% опекунов; в возрасте старше 55 лет – 46% опекунов.
Гендерный портрет опекунов – женщины 88%, 12% – мужчины.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА


В рамках мониторинга изучено положение 64 детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа (ДДСТ) граждан Республики Беларусь. На момент мониторинга воспитанники ДДСТ находились в возрасте: до 3 лет – 0 детей (0%); от 3 до 5 лет – 0 ребенок (0%); от 5 до 10 лет – 16 детей (25%); в возрасте от 10 до 15 и старше лет находились 48 детей (75%).

Из общего числа воспитанников ДДСТ мальчики – 34 (53%), девочки – 30 (47%).
Из общего числа воспитанников ДДСТ в городской местности проживает 43 ребенка (67%), 21 – в деревнях (33%).
Все ДДСТ проживают в благоустроенном государственном жилье (100%).

Социальный портрет родителей-воспитателей ДДСТ по образованию следующий: 33% родителей-воспитателей имеют высшее образование, среднее специальное – у 56%, среднее – у 11%.

Нет родителей-воспитателей в возрасте до 30 лет; в возрасте от 30 до 40 лет – 33% родителей-воспитателей; от 40 до 50 лет – 44%; в возрасте старше 50 лет – 22% родителей-воспитателей.

Гендерный портрет родителей-воспитателей – 8 женщин (89%), 1 (11%) – мужчина.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ


Сравнительный анализ социально-демографических характеристик различных типов замещающих семей позволяет сделать следующие выводы:

1. Численность детей в замещающих семьях по характеристике «пол» практически одинакова: в разных типах замещающих семей воспитываются 51% мальчиков и 49% девочек.
2. В изученных замещающих семьях наибольшее число детей в возрасте от 10 лет и старше (56%); детей в возрасте от 5 до 10 лет – 28,5%; детей в возрасте от 3 до 5 лет – 10,2%, детей в возрасте до 3 лет – 4,1%.
3. Характеристика замещающих родителей по возрасту показала, что 3% замещающих родителей находятся в возрасте до 30 лет, при этом усыновителей среди общего числа замещающих родителей такого возраста большинство. В возрасте от 30 до 40 лет находится 22,5% замещающих родителей. В возрасте от 40 до 50 лет – 49,5%. Возраст еще 24,5% замещающих родителей – более 50 лет. При этом основная масса престарелых замещающих родителей – опекуны детей.
4. Общий образовательный портрет замещающих родителей следующий: замещающие родители с высшим образованием составляют 33,5%. При этом наибольшее число лиц с высшим образованием среди усыновителей, наименьшее – среди опекунов. 45,5% замещающих родителей имеют среднее специальное образование, большинство из них – родители-воспитатели ДДСТ и опекуны. Среднее образование имеют 19,2% замещающих родителей. При этом число лиц со средним образованием значительно (ровно по трети) среди профессиональных замещающих родителей (приемных родителей) и опекунов. Наименьшее число лиц со средним образованием среди усыновителей (всего 3%). Незаконченное среднее образование имеет 1% замещающих родителей (опекуны).
5. Гендерный портрет замещающих родителей показал, что только в семьях усыновителей выдерживается соотношение мужского и женского влияния на ребенка (примерно 50х50), тем не менее превалирует женское влияние на воспитательный процесс за счет одиноких женщин и вдов, воспитывающих усыновленных детей. В иных типах замещающих семей главными воспитателями детей являются женщины. В опекунских семьях ситуация усугубляется тем, что основная масса опекунов – бабушки престарелого возраста с невысоким образовательным уровнем.
6. Подавляющее большинство замещающих семей проживает в благоустроенном жилье (90%), еще 6% семей проживают в домах с частичными удобствами, 3% - в неблагоустроенном жилье (из них поровну – приемные и опекунские семьи).

ОБЩИЙ ВЫВОД

Анализ социально-демографических характеристик разных типов замещающих семей показывает, что имеются возможности оптимизации положения детей в замещающих семьях (опекунских, приемных семьях и ДДСТ) за счет:

- принципиального отбора на должности приемных родителей и родителей-воспитателей лиц с более высоким образовательным уровнем, преимущественно – с психолого-педагогическим образованием, опытом работы в системе охраны детства, в т.ч. – в детских интернатных и социально-педагогических учреждениях;
- усиления профессиональной стартовой, курсовой и межкурсовой подготовки, повышения квалификации и стимулирования самообразования приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ с учетом особенностей их профессиональной деятельности;
- оптимизации социально-психолого-педагогического сопровождения опекунов, попечителей детей за счет вовлечения их в работу методобъединений, клубов, адресной помощи опекунским семьям в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях.

О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Оценка положения детей, находящихся в замещающих семьях, по методике мониторинга, предложенной В.В.Мартыновой, В.А.Маглыш, показала следующее:

сравнительно наилучшее по всем стандартам положение у детей в семьях усыновителей, сравнительно наихудшее – у воспитанников детских домов семейного типа (ДДСТ). В приемных семьях, функционирующих на профессиональной основе, положение детей несколько (на 0,02 балла) хуже, чем в опекунских семьях, возглавляемых пожилыми и не очень образованными бабушками.

Полагаем, что данные о сравнительно наилучшем положении детей в семьях усыновителей полностью оправдываются правовым статусом детей в семьях усыновителей (дети с момента усыновления лишаются статуса детей-сирот, пожизненно приобретая статус «сына, дочери»). Отсюда истинно родительское отношение усыновителей к детям, бОльший объем внимания к нуждам детей, полноценная родительская любовь и забота. Вышеизложенные данные полностью соответствуют юридическому понятию усыновления как «приоритетной формы семейного устройства детей, на основе которой между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми» (ст.119,120 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Безусловно, наилучшему положению детей в семьях усыновителей способствует тщательный отбор кандидатов в усыновители в рамках социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской диагностики, их обучение по программам подготовки к выполнению родительской роли, контроль за условиями жизни детей в семьях усыновителей.

Сравнительно наихудшее среди всех типов замещающего родительства положение детей в ДДСТ можно объяснить как скученностью детей в данной форме семейного воспитания (на воспитании в ДДСТ находится от 5 до 10 детей), так и слабостью социально-педагогической работы по отбору и последующему сопровождению родителей-воспитателей ДДСТ. С учетом того, что в одной и той же семье (ДДСТ) длительное время (годами!) пребывают дети с самыми разными проблемами, накопленными за период жизни в неблагополучной семье или детском интернатном учреждении, при создании новых ДДСТ следует более тщательно вести отбор на должности родителей-воспитателей по следующим характеристикам и личностным особенностям претендентов на эти должности:

- умение работать с детьми разного возраста по минимизации последствий «трудного детства»;
- психологическая устойчивость;
- педагогическая выдержка, умение работать с разновозрастным детским коллективом;
- работа в достаточно изнуряющих условиях в режиме многодетной семьи.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ

Несмотря на сравнительно высокий уровень соответствия реального положения детей всем пяти стандартам мониторинга, тем не менее положение усыновленных детей по стандартам «Идентичность» (2,85) и «Воспитание» (2,91) позволяет выявить «слабые места» в общей картине положения детей.

Так, на снижение уровня положения усыновленных детей по стандарту «Идентичность» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Усыновителями была составлена и обсуждена с ребенком история его жизни (общий балл 1,26);
2. Усыновители обеспечивают контакты ребенка с биологическими родителями (общий балл 0,15);
3. Ребенок поддерживает связь с кровными родственниками (общий балл 0,64).

Данное положение по всем трем параметрам оправдывается наличием тайны усыновления (ст.136 КоБС Республики Беларусь), юридическим разрывом правоотношений ребенка с кровными родственниками при усыновлении (ст. 134 КоБС).

На снижение уровня положения усыновленных детей по стандарту «Воспитание» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Усыновители регулярно посещают заседания методического объединения замещающих родителей (0,24);
2. Усыновители поддерживают постоянный контакт со специалистами, сопровождающими их семью (0,56);
3. При наличии у ребенка нарушений поведения и эмоциональных проблем ребенок получает соответствующую профессиональную помощь (0,40).

Если низкий показатель по параметру 1 оправдывается пожизненным статусом сына, дочери, приобретаемым ребенком с момента усыновления, что исключает необходимость и блокирует возможность для усыновителей презентовать себя как замещающих родителей (усыновители ощущают и презентуют себя как родители и регулярно посещают родительские собрания в школе и дошкольных учреждениях их детей), то низкие показатели по двум другим параметрам свидетельствуют о сниженном профессиональном социально-психолого-педагогическом внимании к семье с усыновленным ребенком благодаря пресловутой тайне усыновления.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ

На снижение общего уровня положения детей в опекунских семьях повлияли низкие показатели по следующим стандартам «Воспитание» (2,52), «Идентичность» (2,64), «Обучение» (2,74), «Удовлетворение потребностей» (2,80).

На снижение уровня положения детей из опекунских семей по стандарту «Воспитание» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Опекуны регулярно посещают заседания методического объединения замещающих родителей (0,71);
2. При наличии у ребенка нарушений поведения и эмоциональных проблем ребенок получает соответствующую профессиональную помощь (0,61);
3. Ребенок в соответствии с возрастом имеет ценностные жизненные ориентации (0,44)
4. Итоговый параметр: «Наличие у опекунов психолого-педагогических знаний и умений» (1,81).

Данные о положении опекунских детей по стандарту «Воспитание» позволяют сделать вывод, что опекуны детей (в большинстве – бабушки детей) исключены из системы методической работы, адресное социально-педагогическое сопровождение опекунских семей либо не ведется, либо осуществляется на формальной основе без учета личностных особенностей и внутрисемейной ситуации развития каждого подопечного.

На снижение уровня положения детей из опекунских семей по стандарту «Идентичность» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Ребенок с помощью опекуна ведет книгу жизни (0,01);
2. Опекуны обсудили с ребенком ответы на вопросы окружающих о его семье и происхождении (2,00)
3. В некоторых сферах ребенок считает себя успешным (2,01)

Воспитание ребенка в опекунской семье (в подавляющем большинстве – в семье престарелого родственника) затрудняет формирование идентичности у ребенка, тем более – без профессиональной помощи и поддержки извне.

На снижение уровня положения детей из опекунских семей по стандарту «Обучение» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Ребенок имеет интересы, хобби и возможность их реализовывать (2,3)
2. Ребенок посещает специализированную (музыкальную и др.) школу (1,62)
3. Итоговый параметр «Развитие интересов и дарований ребенка» (2,3).

Несмотря на возможность развития интересов, талантов и способностей детей из опекунских семей на бесплатной основе (в рамках гарантированного пользования «Единым билетом»), дети из опекунских семей редко используют свое право на бесплатное посещение специализированных школ, кружков, секций. Причиной этому является неориентированность престарелых опекунов на дополнительное образование; возможно, опекуны просто не осведомлены о важности дополнительного образования в современном воспитательно-образовательном процессе. При этом школа/дошкольное учреждение не спешат сориентировать пожилого опекуна на необходимость внешкольных занятий, развитие способностей и талантов ребенка как одной из основ его более успешной социализации в будущем. Также учреждения образования, в которых учатся/находятся на воспитании дети из опекунских семей, не оказывают помощь детям в раскрытии и реализации их способностей и дарований.

На снижение уровня положения детей из опекунских семей по стандарту «Удовлетворение потребностей» повлияли низкие показатели по всем параметрам раздела «Удовлетворение основных потребностей ребенка на основе личностно-ориентированного подхода» (0,05):

1. Ребенок участвует в составлении индивидуального плана защиты его прав и законных интересов (0,23);
2. Опекун располагает материалами комплексной диагностики ребенка (0,00);
3. На ребенка составлен индивидуальный план защиты его прав и интересов (0,00);
4. Мероприятия плана и оценка его эффективности осуществляются своевременно (0,00)

Данные показатели свидетельствуют о поверхностном отношении к вопросам социально-педагогического сопровождения опекунских семей на местах. За кажущейся простотой жизнедеятельности опекунской семьи, в основе которой лежит кровно-родственная связь в диаде «бабушка-внук/внучка», профессиональные специалисты системы охраны детства не замечают проблем, связанных с особым статусом опекунской семьи (семья возглавляется престарелым человеком; в семейной истории есть негатив в форме алкоголизма/иных неблаговидных проявлений родителей детей; зачастую имеется влияние неблагополучных родителей на опекунскую семью; опекун виктимизирован, устал; в силу возраста не является полноценным субъектом воспитания; материальное обеспечение опекунской семьи зачастую ниже среднего и др.) и запаздывают с соответствующим сопровождением такой семье.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

На снижение общего уровня положения детей в приемных семьях повлияли низкие показатели по следующим стандартам «Идентичность» (2,49), «Удовлетворение потребностей» (2,53), «Обучение» (2,79).

На снижение уровня положения детей в приемных семьях по стандарту «Идентичность» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Приемные родители обеспечивают контакты ребенка с биологическими родителями (1,09);
2. Ребенок поддерживает связи с кровными родственниками (1,70);
3. Ребенок с помощью родителей ведет книгу жизни (1,39);
4. Ребенок имеет высокий статус в детском коллективе (2,17).

Данное положение объясняется слабостью профессиональной подготовки, профессиональной некомпетентностью приемных родителей в вопросах формирования идентичности у воспитанников, а также отсутствием надлежащего социально-психолого-педагогического сопровождения приемных семей на местах.

Безусловно, не способствует высоким показателям по стандарту «Идентичность» и порочная практика подбора детей в приемные семьи в нарушение территориального принципа, когда ребенок из одного района помещается в приемную семью другого района, находящуюся за многие десятки и даже сотни километров. Расстояние между ребенком и его кровными родственниками затрудняет общение между ними, не позволяет приемному родителю вести работу по оздоровлению биологической семьи ребенка и по возврату ребенка в родную семью

На снижение уровня положения детей в приемных семьях по стандарту «Удовлетворение потребностей» повлияли низкие показатели по всем параметрам раздела «Удовлетворение основных потребностей ребенка на основе личностно-ориентированного подхода» (0,12):

1. Ребенок участвует в составлении индивидуального плана защиты его прав и законных интересов (0,63);
2. Приемный родитель располагает материалами комплексной диагностики ребенка (1,65);
3. На приемного ребенка составлен индивидуальный план защиты его прав и интересов (1,32);
4. Мероприятия плана и оценка его эффективности осуществляются своевременно (0,9).

Это объясняется слабостью социально-педагогической работы по подготовке ребенка к передаче в новую (в т.ч. – приемную) семью, невысоким профессиональным уровнем как самих приемных родителей, так и специалистов системы охраны детства, в чьи должностные обязанности входит сопровождение приемных семей.

На снижение уровня положения детей в приемных семьях по стандарту «Обучение» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Ребенок посещает специализированную (музыкальную и др.) школу (1,65);
2. Ребенок имеет интересы, хобби и возможность их реализовывать (2,28);
3. Ребенок участвует в подготовке и проведении детских мероприятий (2,29).

С одной стороны, данные свидетельствуют о неориентированности / неосведомленности приемных родителей о возможности на бесплатной основе развивать таланты и способности своих воспитанников. С другой стороны, с учетом сравнительно невысокого образовательного уровня самих приемных родителей (две трети из которых имеют среднее и среднее специальное образование) личная заинтересованность приемных родителей во всестороннем развитии воспитанника приемной семьи усматривается с трудом. При этом также очевидна слабость социально-педагогического сопровождения приемных семей, осуществляемого на местах.

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ СЕМЕЙНОГО ТИПА

На снижение общего уровня положения детей в ДДСТ повлияли низкие показатели по следующим стандартам «Удовлетворение потребностей» (2,23), «Воспитание» (2,31), «Идентичность» (2,31), «Обучение» (2,71).

На снижение уровня положения детей в ДДСТ по стандарту «Удовлетворение потребностей» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Ребенок участвует в составлении индивидуального плана защиты его прав и законных интересов (1,31);
2. Приемный родитель располагает материалами комплексной диагностики ребенка (1,56);
3. На приемного ребенка составлен индивидуальный план защиты его прав и интересов (1,31);
4. Мероприятия плана и оценка его эффективности осуществляются своевременно (1,31).

Данные свидетельствуют о слабости социально-педагогической работы по подготовке ребенка к передаче в новую (в т.ч. – ДДСТ) семью, низким профессиональным уровнем как самих родителей-воспитателей, так и специалистов системы охраны детства, в чьи должностные обязанности входит сопровождение ДДСТ.

Также по сравнению с другими типами замещающих семей значительно ниже показатели по разделу «Соответствие жилого помещения санитарно-гигиеническим нормам». Так, по параметру «В квартире есть место для игр» выставлена оценка 2,32; по параметру «Ребенок обеспечен играми и обучающими материалами, соответствующими его возрасту» - 2,26. Параметр «У ребенка имеются деньги «на карманные расходы» - 2,03.

Возможно, данное положение объясняется скученностью детей в ДДСТ, когда в одной семье воспитываются от 5 до 10 / 12 детей, каждый из которых нуждается в личностном подходе, личном внимании и учете личных потребностей.

На снижение уровня положения детей в ДДСТ по стандарту «Воспитание» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Родители поддерживают постоянный контакт со специалистами, сопровождающими их семью (1,90);
2. Родители прошли предварительную подготовку к выполнению роли родителя-воспитателя ДДСТ (2,23);
3. При наличии у ребенка нарушений поведения и эмоциональных проблем ребенок получает соответствующую профессиональную помощь (0,60).

Также крайне низки показатели по разделу «Уровень воспитанности ребенка» (средний балл 0,89).

Думается, данное положение также объясняется «многодетным характером» жизнедеятельности ДДСТ, когда на каждого воспитанника приходится мало внимания взрослых.

На снижение уровня положения детей в ДДСТ по стандарту «Идентичность» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. Родители-воспитатели обеспечивают контакты ребенка с биологическими родственниками (1,34);
2. Ребенок поддерживает связи с кровными родственниками (1,98); 3. Ребенок с помощью родителей-воспитателей ведет книгу жизни (1,40).

Как видим, указанные проблемные зоны аналогичны таким же показателям положения детей в приемных семьях, что объясняется слабостью профессиональной подготовки, профессиональной некомпетентностью родителей-воспитателей в вопросах формирования идентичности у воспитанников, а также слабостью надлежащего социально-психолого-педагогического сопровождения профессиональных замещающих семей на местах.

Также, как и в анализе положения детей в приемных семьях по стандарту «Идентичность», вынуждены подчеркнуть существование порочной практики подбора детей в ДДСТ в нарушение территориального принципа, когда ребенок из одного района помещается в ДДСТ другого района, за многие десятки и даже сотни километров.

На снижение уровня положения детей в ДДСТ по стандарту «Обучение» повлияли низкие показатели по следующим параметрам:

1. В случае необходимости ребенок посещает дополнительные занятия (2,00);
2. Ребенок посещает специализированную (музыкальную и др.) школу (1,46);
3. Ребенок имеет интересы, хобби и возможность их реализовывать (2,32);
4. Ребенок участвует в подготовке и проведении детских мероприятий (2,25).

Таким образом, низкие показатели в ДДСТ по сравнению с иными типами семейного воспитания по всем пяти стандартам мониторинга объясняются:

- слабостью системы отбора, обучения и формирования профессиональной компетентности у родителей-воспитателей ДДСТ;
- слабостью социально-психолого-педагогического сопровождения ДДСТ со стороны территориального органа опеки и попечительства и СПУ;
- отсутствием должного внимания к положению детей в ДДСТ и оказания своевременной помощи детям со стороны школ и дошкольных учреждений, воспитанниками которых являются дети из ДДСТ;
- нарушением территориального принципа формирования ДДСТ;
- скученностью детей в форме многодетной семьи (от 5 до 10-12 детей в одном ДДСТ);
- сравнительно невысоким образовательным уровнем родителей-воспитателей ДДСТ (более половины из которых имеют среднее специальное (непрофильное) образование).

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Мониторинговое исследование положения детей в замещающих семьях разных типов, проведенное специалистами Национального центра усыновления в период с марта по сентябрь 2008 года по методике В.В.Мартыновой и В.А.Маглыш, показало:

Положение детей в различных типах замещающих семей в Республике Беларусь соответствует интересам детей и стандартам мониторинга.
Сравнительно наилучшее положение детей выявлено в семьях усыновителей.
Положение детей в семьях близких кровных родственников (в опекунских семья) сравнительно лучше, чем в профессиональных замещающих семьях (приемных семьях и детских домах семейного типа).
Вместе с тем, мониторинг выявил ряд проблем, характерных для конкретных типов замещающего семейного воспитания.

В опекунских семьях выявлены проблемы положения детей, обусловленные:

- возрастом опекунов, социально-психологическими, образовательным и гендерным факторами;
- не полной включенностью опекунов в систему методической работы, адресного социально-педагогического сопровождения опекунских семей;
- сниженным вниманием школьных социально-педагогических служб к опекунскими семьям в целом, дистанциированием школы от замещающих семей.

В профессиональных замещающих семьях (приемных семьях и ДДСТ) выявлены проблемы положения детей, обусловленные:

- слабостью системы отбора, обучения и формирования профессиональной компетентности у приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ;
- отсутствием полномасштабного социально-психолого-педагогического сопровождения приемных семей и ДДСТ со стороны территориального органа опеки и попечительства и СПУ;
- отсутствием должного внимания к положению детей в приемных семьях и ДДСТ и оказания своевременной помощи детям со стороны школ и дошкольных учреждений, воспитанниками которых являются дети;
- нарушением территориального принципа формирования приемных семей и ДДСТ;
- сравнительно невысоким образовательным уровнем приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ.

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, ВЫСКАЗАННЫЕ ИМИ В ХОДЕ МОНИТОРИНГА СПЕЦИАЛИСТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УСЫНОВЛЕНИЯ


Профессиональные замещающие родители обратили внимание на следующие проблемы:

  • Слабая диагностика состояния здоровья детей, предлагаемых к устройству в замещающие семьи.
  • Отсутствие специального диагностического инструментария для детей из неблагополучных семей с учетом их особенного жизненного опыта. Сегодня сравнивают «домашнего» ребенка с ребенком из неблагополучной семьи, сравнение всегда не в пользу последнего.
  • «Утяжеление» диагнозов детям (гиперактивных детей выводят на инвалидность).
  • Педагоги школ и дошкольных учреждений не подготовлены к работе с детьми из опекунских, приемных семей и ДДСТ, не знают их особенностей, не учитывают досемейный опыт, не умеют найти подход к детям с тяжелым прошлым.
  • Общественное отношение к сироте, воспитывающемуся в замещающей семье крайне двойственно: негативное либо слащаво жалостливое. Надо работать с общественным мнением, больше рассказывая о судьбах детей, интегрированных в семью. В ходе мониторинга было заметно, что городские дети из замещающих семей скрывают факты о своей личной жизни, не хотят, чтобы об их сиротстве знали посторонние и окружающие, тем более – в школе. В деревне – все наоборот: не скрыться от повышенного социального контроля и внимания. Это пристальное внимание является невротизирующим фактором, влияющим на положение детей и семьи в местном сообществе.
  • Замещающие родители (кроме усыновителей) предлагают усилить работу методобъединений и клубов замещающих родителей, при этом разделять замещающих родителей по группам с детьми с одинаковым возрастом (с учетом «одинаковости» проблем). Таким образом, речь идет о целевых группах помощи и самопомощи.
  • Профессиональные замещающие родители озвучивают проблему профессионального выгорания: от постоянного миссионерства женщины в замещающих семьях выгорают и болеют. В семье невроз, если мама больна. Высказывается просьба подключать к работе с замещающими родителями психотерапевтов, квалифицированных психологов.
  • Родителями-воспитателями ДДСТ озвучивается проблема «старения ДДСТ»: дети вырастают и уходят. Родители-воспитатели – пенсионеры, своего дела нет. Высказывается предложение в адрес органов опеки: создавать ДДСТ только семьям, имеющим свое дело (бизнес, хорошую материальную базу), которое будет кормить в старости.
  • Высказывается просьба подключать к процессу сопровождения замещающих семей юристов, т.к. есть много трудноразрешимых правовых вопросов, особенно в решении жилищной проблемы детей по выпуску из замещающей семьи.
  • Профессиональные замещающие родители озвучивают проблему постсемейного сопровождения выпускников приемных семей и ДДСТ: предлагают продумать вопрос материальной поддержки замещающей семьи, которая вывела ребенка в самостоятельную жизнь, но продолжает поддерживать его и после совершеннолетия (в первую очередь – во время учебы материально).
  • Профессиональные замещающие родители просят помощи в активизации создания общественных объединений замещающих родителей.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УСЫНОВЛЕНИЯ ПО НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

1. Разработка стандарта социально-педагогической деятельности по целому ряду взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, определяющих практические условия поиска, отбора, обучения кандидатов на должность приемного родителя или родителя-воспитателя ДДСТ, а также оценки труда (аттестации приемных родителей и мониторинга положения приемных детей), профессионального стимулирования (присвоения категорий), систематического сопровождения, включающего контроль/мониторинг положения ребенка в приемной семье, оказание методической, социально-педагогической, юридической и иной помощи приемным семьям.
2. Разработка и внедрение унифицированных программ допрофессиональной подготовки и повышения квалификации профессиональных замещающих родителей на базе социально-педагогических учреждений.
3. Разработка квалификационных характеристик приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ (в перспективе).
4. Внедрение технологических алгоритмов создания и сопровождения профессиональных замещающих семей, мониторинга положения приемного(ых) ребенка (детей) в работу специалистов местных исполнительных и распорядительных органов на основе анализа и корректировки накопленного опыта, а также опыта других стран.

 
Яндекс.Метрика
©2013 - Все права защищены - child.edu.by