Карта сайтаЭлектронное обращениеНа главную

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Адрес:  г. Минск, ул. Платонова, 22 

Телефон: 284 71 51; 331 06 17

                                                                                                                                                                           
 

 

 

 

  

Методическая рассылка

Актуальные проблемы

Актуальные проблемы в сфере создания и сопровождения профессиональных замещающих семей

На пути развития профессионального замещающего родительства стоит ряд препятствий (выявленых (в том числе) в ходе мониторинга положения детей в замещающих семьях, проведенного Национальным центром усыновления в 2008 году). Наиболее значимыми из них являются следующие:

• несформированность позитивного общественного мнения в отношении профессиональной замещающей семьи, неготовность общества к адекватному восприятию профессиональной семейной заботы. Настороженность и подозрительность общества в отношении граждан, предоставляющих на платной основе свои семьи для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

• расхождение (асинхронность) в понимании профессиональной роли замещающего родителя самим профессиональным родителем, органом управления образования, социально-педагогическим, детским интернатным учреждением, школой, детсадом и широкой общественностью. В восприятии профессиональной роли приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа у большинства кандидатов в замещающие родители и собственно профессиональных замещающих родителей бытует устоявшийся стереотип, что они выполняют некую миссию, благотворительствуют. При этом воспитание приемного ребенка рассматривается ими как благородный поступок не в силу вкладываемого труда в воспитание ребенка с трудной судьбой, а в силу мифической установки, что профессиональная семья лучше для ребенка, чем усыновление (за воспитанником профессиональной семьи сохраняются льготы и социальные гарантии; в то время как при усыновлении ребенок теряет статус оставшегося без попечения родителей и, соответственно теряет государственные гарантии). Получается, что профессиональные родители, принимая детей в свои семьи на воспитание, защищают их гораздо лучше, чем те, которые усыновляют (либо усыновили бы) детей. Однако это не соответствует действительности хотя бы потому, что статус сына, дочери многократно выгоднее для человека, чем статус лица, оставшегося без попечения родителей. В сочетании со сравнительно невысоким образовательным уровнем профессиональных замещающих родителей собственно стереотипичное представление о работе замещающего родителя как о «миссионерстве и благотворительности» создает условия для негативного общественного мнения в вопросе профессиональной замещающей заботы;

• неготовность детских интернатных учреждений расставаться с «контингентом», неумение готовить ребенка к помещению в новую семью. В ситуации, когда процесс закрытия детских интернатных учреждений стал реальностью, профессиональные замещающие родители рассматриваются коллегами из детских интернатных учреждений как конкуренты;
• невысокая мотивированность органов управления образования на создание профессиональных замещающих семей; слабость системы отбора, обучения и формирования профессиональной компетентности у приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ в связи с отсутствием общих методических подходов к этой работе;
• недостаточность полномасштабного социально-психолого-педагогического сопровождения приемных семей и ДДСТ со стороны территориального органа опеки и попечительства и социально-педагогических учреждений;
• снижение должного внимания к положению детей в приемных семьях и ДДСТ и оказания своевременной помощи детям со стороны школ и дошкольных учреждений, воспитанниками которых являются дети (дистанциирование школы, дошкольных учреждений от проблем воспитанников из профессиональных замещающих семей);
• нарушение территориального принципа формирования приемных семей и ДДСТ;
• сравнительно невысокий образовательный уровень приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ на фоне слабости методического сопровождения профессиональных семей;

Воздействие этих препятствий можно минимизировать путем внедрения четких алгоритмов деятельности всех участников процесса создания и сопровождения профессиональных замещающих семей, а также за счет внедрения общей базовой программы подготовки кандидатов в профессиональные родители и повышения квалификации уже работающих профессиональных замещающих родителей.

 
Яндекс.Метрика
©2013 - Все права защищены - child.edu.by