Карта сайтаЭлектронное обращениеНа главную

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Адрес:  г. Минск, ул. Платонова, 22 

Телефон: 284 71 51; 331 06 17

                                                                                                                                                                           
 

 

 

 

  

Методическая рассылка

Принципы

ПРИНЦИПЫ социально-педагогической деятельности по созданию и сопровождению профессиональных замещающих семей

Изучение актуальных научно-методических материалов и практический опыт деятельности по сопровождению профессиональных замещающих семей позволяют выделить базовые положения, определяющие концепцию и внутреннюю логику деятельности по созданию и сопровождению профессиональных замещающих семей.

1. Принцип «Семья для ребенка, а не ребенок для семьи». Цель работы уполномоченной организации по созданию и сопровождению профессиональных семей - обеспечить семейным устройством детей, уже имеющихся в настоящее время в детском интернатном, социально-педагогическом учреждении района. Таким образом, работа приобретает адресный и реалистичный характер и ставится в прямую зависимость от потребностей детей и района в профессиональных семьях, потребностей каждого конкретного ребенка в новой семье. Данный принцип позволяет разрушить устоявшийся стереотип, что семейному устройству подлежат лишь «маленькие, красивые и здоровые дети». Заявление уполномоченной организации о том, что «идет поиск семьи для детей приюта, детдома, школы-интерната» позволяет отсеять лиц с миссионерскими мотивами и выявить лиц с четкой профессиональной мотивацией в вопросе создания профессиональной семьи. Данный принцип основан на убеждении, что каждый ребенок может быть устроен в семью, в т.ч. – в профессиональную. В реализации данного принципа важно обеспечить совпадение потребностей детей и его новой замещающей семьи. Если раньше речь шла о том, что ребенку достаточно «жить в семье», то в контексте профессиональной семейной заботы на первый план выходит идея «детям надо жить в семье, которая сможет удовлетворить потребности детей исходя из профессиональных возможностей». Дети без родительского попечения, в зависимости от возраста и ситуации развития, имеют разные потребности: подростку нужна семья, чтобы получить поддержку в будущем и вряд ли профессиональный родитель станет для подростка «второй мамой». Если одному ребенку новая семья нужна как замена старой в связи со смертью родителей, то другому нужна семья, чтобы дождаться выхода из мест лишения свободы мамы или отца. Такая семья не должна подменять собой биологическую семью ребенка. Таким образом, поиск замещающей семьи осуществляется, исходя из потребностей конкретных детей и возможностей конкретных семей, претендующих на профессиональную форму семейной заботы. Особое значение этот принцип приобретает на этапах отбора кандидатов в профессиональные замещающие родители.

2. Принцип постоянства территории (принцип сохранения территории). Кроме известных испытаний, выпавших на долю ребенка в связи с приобретением им сиротского статуса, его детская жизнь сопровождается чередой постоянных и зачастую неоправданных интересами ребенка перемещений. В среднем ребенок, оставшийся без попечения родителей, за период до совершеннолетия меняет место нахождения (жительства) до 6 раз. Полагаем, что разрыв связей с родной средой может рассматриваться по влиянию на развитие ребенка столь же негативно, как и влияние институционального учреждения или пребывание в ненадлежащих условиях. Ведь любые изменившиеся условия требуют от ребенка немалых затрат психофизических сил на приспособление.

Именно профессиональная семейная забота может обеспечить ребенку постоянство территории: потеряв родителей и будучи временно (на период диагностики факторов риска и оформления необходимых документов) помещенным в местный (районный) детский социальный приют, ребенку будет найдена замещающая семья из числа жителей этого же района. Таким образом, ребенок помещается в близкую (в полном смысле этого слова) среду, возможно – остается учащимся той же школы, рядом – знакомые люди, что немаловажно с т.з. обеспечения внешнего общественного контроля. Кроме того, обеспечение связи ребенка и профессиональной семьи с его биологическими родственниками при таком подходе значительно облегчается. Профессиональная семья становится дополнительным ресурсом для воздействия на неблагополучных родителей с целью изменения их отношения к вопросам воспитания детей.

Порочная практика, когда профессиональные замещающие семьи «тасуют» детей по республике, должна быть изжита. Тогда не придется ребенку, воспитанному с 7-10 летнего возраста в профессиональной семье, с внутренней дрожью дожидаться момента «возвращения в родные пенаты» - в местность, где он приобрел статус лишенного родительского попечения, где за ним сохранилось или будет предоставлено жилье, в местность, где о нем все забыли и надо опять начинать всё с начала. Реализация принципа постоянства территории позволит оптимизировать работу по постсемейной адаптации и социализации воспитанников профессиональных семей.

Именно поэтому современная нормативная база поддерживает принцип постоянства территории, предусматривая выдачу направлений кандидатам в профессиональные замещающие родители на знакомство с детьми, подлежащими семейному устройству и находящимися в пределах района, города по месту жительства кандидатов. Как говорится: «Где родился, там и пригодился».

3. Принцип профессионального партнерства уполномоченной организации и профессиональной замещающей семьи.

Деятельность по созданию и сопровождению профессиональных семей предусматривает партнерские отношения между профессионалами, обеспечивающими жизнеустройство ребенка/детей в новой семье: т.е. специалистов уполномоченной организации, положительно оценивших возможность кандидата в замещающие родители на платной основе оказывать услуги по воспитанию на дому детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивших их подготовку к занятию данной должности - с одной стороны, и собственно профессионального замещающего родителя и его семьи, которая приняла на воспитание детей, - с другой. Партнерские отношения реализуются на всех этапах жизнедеятельности профессиональной замещающей семьи. Формальный подход к замещающей семейной заботе был основан на посылке, что если люди вызвались воспитывать ребенка, утратившего биологическую семью, - значит, удовлетворяя собственные потребности иметь детей, сами должны нести ответственность за процесс и результат замещающего родительства. Если такой подход к замещающей семейной заботе оправдан при усыновлении (со ссылкой на пресловутую тайну усыновления и право семьи на неприкосновенность частной жизни), то в контексте профессиональной заботы о детях-сиротах он категорически не подходит.

В-первых, профессиональная замещающая семья решает гораздо более сложные проблемы в воспитании приемных детей, ведь получает в свою семью «Не маленького и НЕ совсем здорового ребенка» (как при усыновлении), а ребенка со значительным стажем институционализации и более значимыми проблемами, обусловленными негативным опытом жизни в неблагополучной семье, влиянием рисков (более значительно выраженное пренебрежение со стороны биологических родителей, более явные проблемы социальной дезадаптации, отставание в учебе и развитии самых разных навыков и умений и т.п.).

Во-вторых, в обязанности профессиональных замещающих родителей входит поддержание связей ребенка с биологическими родителями и родственниками на благо ребенка (об этом подробнее – см.ниже). Зачастую связь с биологическими родителями возможна только с разрешения и/или под непосредственным контролем уполномоченной организации.

В третьих, профессиональный замещающий родитель должен постоянно демонстрировать открытость своей семьи (для обеспечения мониторинга положения приемных детей в семье, для решения проблем воспитанников и т.д.), также он должен демонстрировать «соответствие занимаемой должности», постоянно повышая свой профессиональный уровень, участвуя в методической работе и планировании защиты прав воспитанников.

В-четвертых, работа профессионального замещающего родителя регулярно контролируется и оценивается, а «судьбоносные» решения и планы в отношении воспитанников своей семьи профессионал согласовывает с органом опеки и попечительства.

Таким образом, поддержание партнерских отношений профессионального родителя с уполномоченной организацией является свидетельством профессионализма замещающего родителя.

4. Принцип партнерства профессиональной замещающей семьи и биологической семьи на благо ребенка. Как утверждает в своей известной работе “Материнская забота и духовное здоровье” (1951 г.) (“Maternal care and mental health”) английский психолог и психотерапевт Дж. Боулби, «ребенку для нормального и полноценного развития необходимы связи именно с биологической матерью и родной семьей». По мнению ученого, вера в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это еще быстрее, если в родной семье ему было плохо, - совершенно не оправдана. Ученые всего мира пришли к убеждению, что именно родная семья дает чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей, формированию идентичности и снабжает человека системой поддержки на всю будущую жизнь. Вторят ученым и педагоги-практики: выдающийся российский педагог С.Католиков, значительную часть своей жизни посвятивший воспитанию детей в интернате, небезосновательно полагает, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит неблагополучную семью».

Если ребенок теряет родную семью и помещается в новую профессиональную, - задача последней сохранить, укрепить и развить связи ребенка с биологической семьей. И важно это не столько в контексте выполнения профессиональным замещающим родителем своих должностных обязанностей, сколько для полноценного воспитания ребенка в новой семье. Единство в вопросах воспитания близких взрослых (родной мамы, отца и замещающих родителей) обеспечивают ребенку адекватное приспособление к новой семье и новой жизни. Родная мама – не враг и не изгой, просто так случилось и она сейчас не может воспитывать ребенка. Но мама по мере возможностей принимает участие в его воспитании. За плечами ребенка нет «выжженной земли». Ему все понятно и он со всем примирился, все понял и простил. Недопустимо, чтобы в профессиональной семье приемный ребенок называл воспитателей «мама и папа». Во-первых, это не соответствует действительности, а во-вторых, внедряет в сознание ребенка вывернутую модель мироустройства: «Мам у человека бывает несколько. Вот у меня сначала была мама. Потом мама Света, а теперь – мама Таня».

Вовлечение биологических родителей в процесс воспитания их ребенка в профессиональной замещающей семье является важным и с точки зрения возможного «оздоровления» биологических родителей и восстановления их в родительских правах. Уже неединичные, такие случаи есть. И упускать возможность возращения ребенка в родную семью не стоит.

Контакты ребенка из профессиональной семьи с биологической семьей «позитивно влияют на самооценку ребенка, увеличивают способности ребенка, уменьшают риск неприятия ребенком места настоящего пребывания, помогают преодолеть кризисные ситуации в воспитательном процессе» (цит по Д.Торнберн «Книга о защите прав ребенка, 1995 г.).

5. Принцип главенства убеждения, что воспитание — это работа. Недопустимо подменять формы семейного устройства, поскольку усыновление – это на всю жизнь, а профессиональное родительство – на срок трудового договора. Нет «хороших» и «плохих» форм семейного устройства, просто каждая из них решает проблемы ребенка по-своему. Иногда создается впечатление, что профессиональное замещающее родительство является формой замещающей заботы, при которой «и овцы целы» (ребенок сохраняет социальные гарантии, теряемые при усыновлении), и «волки сыты» (воспитатель получает зарплату за то, что лишь любит воспитанников «как родных»)». Перечень должностных обязанностей приемного родителя и родителя-воспитателя детдома семейного типа не предусматривает обязанность данных нанятых работников «любить» своих воспитанников. Есть дети, которых мало «любить как родных» - с ними надо работать: помочь пережить горе, подготовить к самостоятельной жизни и защите своих жилищных прав, надо уметь справиться с ситуацией, когда ребенок «не любит» воспитателя. Профессиональный замещающий родитель должен многое знать и уметь. Но самое главное – он должен постоянно развиваться и совершенствовать свой воспитательный (социально-педагогический) потенциал, ведь детям нужны современные и креативные воспитатели, соответствующие требованиям времени и общества. Четкое и достоверное осознание профессиональным замещающим родителем своей роли в жизни ребенка очень важно и для ребенка, «так как предполагает более открытые и определенные отношения. Оно не провоцирует воспитателя «присваивать» ребенка, а ребенка не вынуждает выбирать между «верностью» кровным родителям и своей среде и привязанностью к замещающей семье» (цит. по Терновская М.Ф. Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью). Таким образом, у ребенка не возникает конфликта лояльности (конфликта преданности), когда приходится выбирать между «плохим, но родным родителем», и «хорошим, но чужим».

6. Принцип постоянного сопровождения ребенка и семьи. Практики системы охраны детства как никто знают, что устройство ребенка в новую семью вовсе не завершает работу с ним, а, напротив, обеспечивает необходимость дальнейшей работы на всех этапах развития ребенка в новой семье, а также по достижении ребенком совершеннолетия и выходу из семьи в самостоятельную жизнь. Внимание к замещающей семье и ее поддержка на разных возрастных этапах развития ребенка, помощь ребенку по выходу в самостоятельную жизнь может обеспечить именно реализация этого принципа. Профессиональный замещающий родитель должен иметь потенциал к саморазвитию, он должен постоянно совершенствоваться как воспитатель по мере взросления своих воспитанников или смены их состава. Это возможно только в ходе постоянного сопровождения профессиональной семьи со стороны социально-педагогических учреждений и служб.

7. Принцип обеспечения преемственности привязанностей ребенка. Безусловно, постоянство и крепость привязанностей облегчают социализацию ребенка, создают незаменимые для каждого человека «тыл» и «ощущение корней». Но постоянство привязанностей может быть реализовано только в благополучной биологической семье, в усыновительной семье или родственной опекунской семье, где ребенок проживает детскую жизнь и ощущает «связанность» с семьей на протяжении всей жизни. Профессиональная замещающая семья – временная форма устройства, ориентированная на возвращение ребенка в оздоровленную биологическую семью или передачу на усыновление либо в родственную опекунскую семью. «Временность» профессиональной семьи подчеркивается, с другой стороны, «срочностью» трудового договора, заключаемого между управлением (отделом) образования и нанятым работником. В профессиональную семью ребенок устраивается, исходя из его потребностей. В конкретном случае потребностью ребенка может быть временное размещение в новой семье (на период, пока мама в тюрьме, на период болезни родителей, на период реабилитации родителей, поиска родственников или усыновителей).

Краткосрочная забота профессиональной семьи о ребенке – не менее ценна, чем долговременная. При этом краткосрочная забота является наиболее сложным видом помощи ребенку, поскольку требует высокого педагогического мастерства и профессионализма приемного родителя. М.Ф.Терновская считает, что «у ребенка в жизни может быть несколько привязанностей разной степени глубины и постоянства. Важно только, чтобы они не обрывались травматично или необъяснимо для ребенка, чтобы люди, принимающие участие в его судьбе, психологически «передавали с рук на руки» ребенка, не противопоставляя себя друг другу и не побуждая его отказываться от прежних привязанностей ради новых. Для ребенка со сложной судьбой любые теплые отношения — ценность, даже если они не перейдут в постоянные. Преемственность привязанностей — важнейшая составляющая идентичности, она позволяет человеку целостно воспринимать свою жизнь и самого себя, не чувствовать себя потерянным, неизвестно зачем и откуда взявшимся».

Как пример, осознание важности соблюдения данного принципа демонстрировали профессиональные замещающие родители на международной конференции «Замещающая семья – гарант надежного будущего для ребенка» (Минск, июль, 2008 г), предлагавшие нормативно закрепить и методически отработать возможность краткосрочного (от недели до 2-3 месяцев) размещения детей в их семьях. В частности, есть понимание, что вместо приюта экстренно отобранного из неблагополучной замещающей семьи ребенка надо помещать во временную профессиональную семью, которая не хуже справится с задачами диагностики состояния развития и рисков, которым подвергался ребенок, составит план защиты его прав, объяснит ему ситуацию, поможет пережить психологическую травму от разрыва связей с мамой и отцом. При этом родной семье ребенка будет легче взаимодействовать с семьей, а не с государственным учреждением системы охраны детства. При таком размещении ребенок будет застрахован от институциональной психотравмы.

Реализация этого принципа возможна только на основе качественного представления своей роли и места у каждого профессионального замещающего родителя, что одновременно означает совершенно новые требования к процедуре отбора и подготовки профессиональных воспитателей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дому.

 
Яндекс.Метрика
©2013 - Все права защищены - child.edu.by