Электронное обращениеНа главную

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Адрес:  г. Минск, ул. Платонова, 22 

Телефон: 284 71 51; 331 06 17

                                                                                                                                                                           
 

 

 

Популярные страницы

Проход по ссылкам навигации

Новости центра

08.11.2017

Новое на сайте!!!

В подразделе "Методическая рассылка" раздела "Методические материалы" опубликован ноябрьский выпуск методической рассылки для специалистов сферы охраны детства и замещающих родителей по теме: "Формы и виды семейного устройства детей в мире: правовые и социально-педагогические аспекты".

подробнее>>>

07.11.2017

Общество "Пришла из школы и заявила: "Вы мне никто, и я вас не люблю". Как семья изменила приемных детей

«Многие усыновители быстро ломаются. Воспринимают приемных ребят только как лапушек. Вот я возьму, отогрею — и все у нас будет хорошо. Может, конечно, будет, а может — нет. Такие дети проходят адаптацию 3−4 года. И не факт, что спустя это время они вас примут. От добра тут не стоит ждать добра. Нужно рассчитывать только на свои силы и любить. Как там в загсах обещают? Чтобы вместе и в горе, и в радости — так и здесь», — это говорит Ирина (по просьбе героев имена изменены), режиссер-постановщик по профессии и мама троих приемных детей.

подробнее>>>

04.11.2017

20.11.2017 в 18.30 Приглашаем на встречу в группе поддержки усыновителей (Минск)

Инициативная группа усыновителей при поддержке Национального центра усыновления запускает ряд встреч, где все желающие усыновить ребенка могут пообщаться с усыновителями, задать интересующие вопросы и даже приобрести ментора в лице усыновителя, к которому можно обращаться напрямую. Если Вы хотите усыновить ребенка или только еще задумываетесь над этим, эта встреча прежде всего для Вас. Если Вы - усыновитель и готовы поделиться своим опытом, приходите в качестве лектора либо просто в качестве гостя.

подробнее>>>

01.11.2017

Про тайну усыновления и принятие

Я долго думала, с чего здесь начать мои записи о детях. Можно было начать с того момента, как я решила стать мамой. Или с того момента, как поняла, что стану приемной мамой. Или со знакомства с детьми – вполне понятные и логичные варианты начала истории. Но тут случилось одно событие, которое неожиданно заставило меня задуматься о тайне усыновления, открытом и закрытом усыновлении, открытости статуса семьи, как семьи, в которой есть некровные дети, для друзей, знакомых, для общества в целом. Насколько о приемности можно говорить с ребенком (у меня этот вопрос не стоял априори), с коллегами, с учителями и одноклассниками, с друзьями? А насколько мы в принципе готовы обсуждать тот факт, что дети у нас приемные? И если не готовы изначально – когда становимся готовы? Из моего круга долгое время о том, что у меня есть дети – знала только семья. Даже на работе, куда я исправно ходила, больше года - почти полтора – ничего не знали о детях.

подробнее>>>

Вакансии

Национальному центру усыновления на постоянную работу требуются:

  

Актуально!

 

График проведения групповых занятий по подготовке кандидатов в усыновители в г. Минске     

Центр помощи усыновителям и усыновленным. Запись на консультацию

Контактная информация

Адрес: 220005 г. Минск,
ул. Платонова, д.22, 11 этаж

Время работы: 9.00-17.30, обеденный перерыв: 13.00 - 13.30

284 71 51

331 06 17

Электронная почта

child@edu.by

nac@edu.by

 

[ 1 ]

Учиться быть родителями

Читать далее.../ Свернуть...

Учиться быть родителями

Учиться, учиться и учиться...

или  психодиагностика и обучение  в процессе усыновления


С февраля 2006 года в процедуру подготовки к усыновлению введен обязательный компонент: психодиагностика и обучение лиц, желающих усыновить ребенка.  Сегодня мы расскажем о том, что из себя представляет психодиагностика, что она выявляет, и для чего нужно учиться быть родителями усыновленного ребенка.

Необходимость полной оценки возможностей новой семьи удовлетворить потребности усыновляемого ребенка осознана специалистами по социальной работе и социальной педагогике давно. И действительно, вряд ли можно прогнозировать успешность размещения ребенка в новой семье с учетом только социальных, правовых и материальных возможностей будущих родителей. Не менее важным является то, что характеризует тончайшие психологические механизмы будущих отношений родителей с новым членом их семьи.

Как указывает в своих работах известный белорусский психолог В.А.Маглыш, десять лет практиковавшая в нашем центре, личность взрослого, желающего усыновить ребенка, должна быть соткана из целого ряда психологический качеств, позволяющих успешно справиться с воспитанием любого реа, в том числе – усыновленного:

·   Эмпатийность - способность к сопереживанию – позволяет родителям  правильно оценивать  эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.  Эмпатийность проявляется и в большом, и в малом. Способность к сопереживанию – удел искренних людей. Сыграть сопереживание невозможно. И дело не столько в том,  что мама просто тебя пожалеет – ударил ли  ты пальчик, или переживаешь глубокую юношескую драму с примерным сценарием «Светка из параллельного класса меня бросила», сколько в том, что эмпатийность мамы  проявится в искренних словах поддержки, которые мама обязательно  выскажет. При этом мама всегда, во все трудные минуты жизни ребенка будет рядом.

·   Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения. Комментируя это важное личностное качество, вспоминаются ситуации, когда родители вдруг обнаруживают, что ребенок перестает делиться с ними своим сокровенным, как это было раньше. В сложных внутрисемейных случаях отсутствие открытости у родителей вызывает крайние формы отторжения ребенка семьей  и его уход в «свой мир». А вспомните, как всё начиналось: мы, родители, вдруг переставали интересоваться жизнью ребенка,  употребляли такие слова в общении с ним, как «не лезь», «не твое дело», «вырастешь – поймешь», «не дорос еще мне советы давать» и т.д.   

·  Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться, наблюдая за выражением чувств  родителя, понимать, различать и выражать свои чувства. Иногда эмоция и ее демонстрация  важнее, чем многие слова. Порой бывает трудно всегда показывать ребенку свою эмоциональность, поскольку особенно на первых этапах развития ребенка волнует красота мотылька или цветка, которую вы не раз наблюдали. Однако порадоваться красоте природы, эмоционально отметить, что такое хорошо, а что такое плохо – гораздо  легче, чем впадать в  многочасовые демагогические нотации о красоте и нравственности человеческих отношений.

·    Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь. Трудно себе представить молчаливого родителя. Ребенок как бы сам вызывает нас на разговор. Понаблюдайте, какую радость у малыша вызывает «разговор» с родителем: даже «агу» и «да-да-да» не должны оставаться без ответа, иначе речь ребенка разовьется со значительным отставанием. Начиная с пеленок ребенку надо читать. Читать вместе с ним. Ведь проговаривание печатного текста – та же коммуникация, причем обязательно эмоциональная и открытая. Проанализируйте, уважаемые родители, часто ли мы обеспечиваем удовлетворяющую ребенка межличностную связь, если, вернувшись с работы, болтаем по телефону или смотрим телевизор?

·    Альтруистичность – качество, благодаря которому  родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои, и считает необходимым удовлетворять их  в первую очередь. С этим качеством, как правило, все в порядке. Жертвенность у наших усыновителей на высоте.  Однако психолог учит во всем видеть «золотую середину»: о своей цели, о своих планах, о своей жизни забывать не надо, поскольку из ребенка может вырасти член общества, уверенный, что «мир вращается вокруг него и ради него». В философии давно закрепилось понятие «детоцентризм». Ученые рассматривают это понятие и социальное явление двояко:  здорово, конечно, что общество наконец-то обеспечивает приоритет прав ребенка, провозглашает бесценность жизни ребенка. В семье детоцентризм проявляется на фоне бурной альтруистичности, что выливается, с одной стороны, в желание родителей обеспечить права, интересы и потребности ребенка; с другой стороны, как ни странно, ведет к сокращению репродуктивной функции семьи. «Нам бы-де одного ребенка всем обеспечить и развить, где уж тут думать о втором-третьем!».

·   Уравновешенность – способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка. Наилучшие результаты воспитания – в стабильной и позитивной в своем постоянстве по отношению к ребенку семье. Согласитесь, что нас, взрослых, часто выводит из себя непредсказуемость установок начальства, неуравновешенность наших партнеров и людей, с которыми приходиться иметь дело. Так и в детско-родительских отношениях. Нельзя ежедневно менять границы дозволяемого. В шведской социальной работе описан такой эксперимент: мамам пятилетних мальчиков было предписано не замечать плохого поведения детей, т.е. мамам следовало не ограничивать поведение детей никакими рамками. Эксперимент закончился стрессом пятилетних сорванцов, поскольку мальчики не знали, где границы дозволяемого и мучительно переживали отсутствие контроля со стороны мам.

·    Гибкость – позволяет находить решения, адекватные текущей  ситуации. Родительская гибкость – та же способность к компромиссу. Найти решение, удовлетворяющее потребностям, амбициям и представлениям обоих сторон трудно. Но необходимо. Антоним гибкости – родительская  однозначность – в представлениях наших детей-подростков часто рассматривается как глупость, недалёкость, в общем -  «отсталость предков».

·    Адекватная самооценка и уверенность в своих силах – гарантируют самостоятельное решение родителями своих проблем и исключают возможность его самоутверждения за счет ребенка. Здесь главное иметь реальные представления о себе и ребенке. Ребенок приходит в мир семьи для выполнения задач, заложенных в нем природой. Конечно, приятно тешить свое самолюбие неуклонным ростом достижений нашего чада. Однако следует помнить, что ребенок – не наше дополнение, а самостоятельная личность.

·   Способность к развитию и изменению – гарант адекватности родителя в более поздних возрастах. С ростом и развитием  ребенка растем и изменяемся мы, родители. Меняется стиль и способы общения. И  если раньше мы тотально контролировали дитя, то с возрастом даем ему (ей) больше самостоятельности, право на ошибку и т.д.. Трудно бывает измениться нам, взрослым. Сначала мы выбираем друзей ребенку, а потом мы должны согласиться с тем, что друзья выбирают (или не выбирают) нашего ребенка. В основе родительской способности к развитию и изменению лежит не только высшая степень доверия к ребенку, его выбору, но и способность родителя принять ребенка таким, каков он есть.

По мнению ведущего психолога Национального центра усыновления Натальи Евгеньевны Шех основная цель психодиагностики и обучения усыновителей  - найти лучшую семью для конкретного ребенка, семью, которая была бы конструктивна по отношению к нему. Семья в ходе обучения  получает социальный, правовой, психологический  «допуск» к приему ребенка.

Психологических противопоказаний к усыновлению не так много, и это скорее не отсутствие каких-либо качеств, необходимых для воспитания усыновленного ребенка, а наличие неблагоприятных: ярко проявляющаяся агрессивность, полное отсутствие гибкости, явные неудачи в воспитании собственных детей, конфликтные супружеские отношения, негативная мотивация, нежелание сотрудничать со специалистами центра. Таким кандидатам необходимо заняться решением своих проблем, обратиться к психотерапевту или психологу. Случаи психологической непригодности к усыновлению достаточно редки, в работе с большинством семей в процессе диагностики выясняются все плюсы и минусы семейной системы, прогнозируются возможные трудности, выявляются ресурсы для их преодоления.

К усыновлению сегодня приходят, как правило, люди, прожившие в браке 10, 15, а то и более лет. Это сформировавшиеся люди, которые уже успели узнать друг друга, «притереться», подстроиться и представляют устойчивую систему в состоянии равновесия. А любые изменения в таком состоянии  пугают, мало ли к чему они могут привести? Если одинокая женщина усыновляет ребенка – можно смело включать ее в группу риска, потому что зачастую это не потенциальная мама, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, нереализованные желания с багажом негатива к себе и окружающим. В этой ситуации необходимо корректировать отношение женщины к себе и окружающим, примирить ее со сложившейся жизненной ситуацией. Более оптимистично выглядят одинокие мужчины, во–первых, их очень мало («естественный отбор» произошел еще на начальном этапе), а во-вторых, воспитание ребенка для мужчины не внутренняя потребность, а своеобразное достижение цели, способ совершить поступок, продолжить себя в ребенке, вследствие чего они более ответственно относятся к усыновлению, и с определенной помощью всегда справляются со всеми проблемами.

Основная эмоция, с которой будущие родители приходят на первую встречу с психологом – это страх (он не так велик, как при самом первом обращении с идеей усыновления, но тем не менее существенен): вдруг они не подходят как усыновители и им откажут. При этом большинство из будущих родителей уверены, что они всё и так умеют, знают, и справятся с воспитанием без чьей-либо помощи. Первая задача психолога – успокоить, перевести отношения из эмоциональных в рациональные, и сориентировать семью на сотрудничество.  

Индивидуальные особенности личности родителей и их отношение к воспитанию ребенка (установки, стиль взаимодействия) оцениваются по результатам выполнения тестов. Диагностика на этом этапе вызывает у «обследуемых» инстинктивную самозащиту и стремление выдать желаемое за действительное, поэтому наряду с опросниками используются проективные методики, ведь нам необходимо увидеть ту реальность, в которой они живут и куда попадёт ребенок, а не ту, которая если и является социально презентабельной, но все же иллюзорна. Получая «психологический портрет» семьи, мы выявляем наличие у нее ресурсов. К имеющимся у будущих родителей способам реагирования на различные ситуации предлагаем добавить еще несколько полезных и более адекватных, сделать шаг от «знаю» в «осознаю», ибо только при осознании возможно качественное изменение личности.

Второй этап сотрудничества с будущими родителями происходит в режиме групповой работы, где происходит обучение «усыновительской» родительской компетенции. В группу входят не более 12-14 человек, минимальное количество – 3 семьи. Цель таких занятий – подготовить семью к принятию ребенка-сироты, что для будущих родителей предполагает: осознание личных причин усыновления, получение знаний о психологических особенностях детей-сирот, о правовых аспектах усыновления, о том как усыновленный ребенок и семья привыкают друг к другу, какие ситуации и проблемы могут при этом возникнуть, как и когда рассказать ребенку, что он был усыновлен, если возраст не позволил  ему осознать эту ситуацию раньше,  и многое-многое другое. Групповая работа, благодаря своей форме, имеет несколько преимуществ перед индивидуальной:
·        Когда несколько человек, объединенные одной целью, двигаются к этой цели вместе, результат у каждого достижим с большей долей вероятности и эффективности.
·        Семьи наглядно получают новый опыт отношений, разделение эмоций и поддержку. Часто случается, что  бывшие «согруппники» начинают дружить и общаться семьями уже после усыновления, что хорошо и для детей, и для их родителей.
·        В группе идет полномасштабная атака на восприятие личной ситуации, как исключительной и уникальной. Как-то на первой групповой  встрече папа двоих сыновей, пришедший с супругой «за дочкой» и увидев еще две семьи «себе подобных», сказал: «Я думал, мы – герои, а оказывается такие как все…».

И в заключение,
притча, которая очень хорошо показывает основную идею и смысл таких встреч. Однажды монаху приснился сон - к нему пришел ангел и предложил совершить экскурсию по аду и раю. Отправился монах в ад и видит такую картину: вокруг сосуда с едой сидят люди, в руках у них ложки с очень длинными ручками (невозможно поднести ко рту), все грязные, злые, голодные, ругаются и обзывают друг друга, в общем, сущий ад. А что же в раю? Вроде картина похожа, но люди веселые, улыбаются друг другу, общаются. «Почему в одной  и той же ситуации, люди так по-разному себя чувствуют», - спрашивает монах ангела, - «почему они здесь такие довольные и веселые?». «А ты посмотри внимательнее, здесь они кормят друг друга». Так и в нашей работе с усыновителями.

Вернуться к списку статей...
[ 1 ]
 
Яндекс.Метрика
©2013 - Все права защищены - child.edu.by