Электронное обращениеНа главную

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Адрес:  г. Минск, ул. Платонова, 22 

Телефон: 284 71 51; 331 06 17

                                                                                                                                                                           
 

 

 

Популярные страницы

Проход по ссылкам навигации

Новости центра

22.09.2017

Встреча в Клубе поддержки усыновителей (г.Могилев)

В субботу, 30 сентября 2017 года, в 10 часов приглашаем на очередную встречу в Клубе поддержки усыновителей, которая пройдет на базе «SOS - Детская деревня Могилев» (г.Могилев, ул.Сурганова, д.43). Тема встречи: Любопытство и любознательность.

подробнее>>>

08.09.2017

Сотрудники Национального центра усыновления удостоены наград Министерств и ведомств Беларуси

За значительный личный вклад в методическое и практическое обеспечение охраны детства cотрудники Национального центра усыновления удостоены наград Министерств и ведомств Беларуси

подробнее>>>

07.09.2017

Новое на сайте!!!

В подразделе "Методическая рассылка" раздела "Методические материалы" опубликован сентябрьский выпуск методической рассылки для специалистов сферы охраны детства и замещающих родителей по теме: "Гармония с самим собой".

подробнее>>>

01.09.2017

Национальный центр усыновления поздравляет с Днем знаний!

Нет в мире ничего прекраснее, чем познавать новое, учиться, читать и запоминать на всю жизнь мудрые строки! Пусть в вашей жизни будет возможность учиться и обретать знания в течение всей жизни! Знания делают человека сильнее, мудрее, добрее, помогают открывать новые истины, делать научные открытия и познавать тайны природы. Пусть никогда ваш разум не отказывается от новых знаний, но всегда стремится к познанию и мудрости!

подробнее>>>

Вакансии

Национальному центру усыновления на постоянную работу требуются:

  

Актуально!

 

График проведения групповых занятий по подготовке кандидатов в усыновители в г. Минске     

Центр помощи усыновителям и усыновленным. Запись на консультацию

Контактная информация

Адрес: 220005 г. Минск,
ул. Платонова, д.22, 11 этаж

Время работы: 9.00-17.30, обеденный перерыв: 13.00 - 13.30

284 71 51

331 06 17

Электронная почта

child@edu.by

nac@edu.by

 

[ 1 ]

Споры о детях

Читать далее.../ Свернуть...

Споры о детях

Споры, в которых не рождается истина...


Спор предполагает дискуссию, высказывание спорящими сторонами мнений, отстаивание своих позиций. Говорят, в спорах рождается истина. Но сегодня поговорим о спорах, в которых истина не может родиться по определению, поскольку в таких спорах нет правой и виноватой стороны, а есть ребенок. Причем, какая бы сторона в споре не победила, - «крайним» и попранным  в своих правах всегда остается ребенок.   Это споры о детях.

В законодательстве  перечислены несколько групп споров о детях:

- спор родителей о месте проживания детей при раздельном проживании родителей детей;

- спор об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка;

- спор об участии в воспитании ребенка  родственников (как правило – бабушек-дедушек).

Вообще, любой вопрос, касающийся воспитания ребенка, может перерасти в спор, в котором ребенок будет «полигоном» для выяснения отношений спорящих сторон.

Представьте ситуацию:   еще вчера родители ребенка любили друг друга, жили в браке, а сегодня, разочаровавшись, брак расторгли. В браке было нажито совместное имущество и ребенок (дети), который имуществом не является, и очень хочет, чтобы родители – и мама, и отец – по-прежнему жили вместе и вместе воспитывали сына, дочку. Но у нас как в кино «Любить по-русски», т.е. страстно и ярко. И уж если «не любить», то тоже «по-русски» - страстно и ярко, чтоб на всю оставшуюся жизнь запомнилось…

История первая: нажив двух детей, Лариса и Алексей развелись. Решением суда местом жительства детей было определено место жительства матери. Мать считала  невозможными какие бы то ни было контакты детей с «недостойный» отцом (поводом для расторжения брака послужила супружеская неверность Алексея), поэтому Алексей потребовал в суде установить порядок его  общения с детьми. Было решено, что каждую субботу дети с 14 до 20 часов проводят время с отцом.

Когда дети возвращались домой после прогулок с папой или из его дома, Лариса постоянно придиралась то к их внешнему виду («грязных вернул»), то к их поведению («настроены против матери»), то еще к чему-то.  Медленно, но верно дети превращались в невротиков. У старшего снизилась успеваемость по всем школьным предметам, в худшую сторону изменилось поведение в классе. Младший стал задерганным и плаксивым, часто болел. Лариса с жертвенным видом продолжала выполнять «материнские функции», успевая обегать все социальные службы района, адвокатские конторы и т.д.  Районный суд, издерганный кассационными жалобами обоих бывших супругов, уже не знает, что и делать. Мы тоже не знаем.

Ясно одно: во благо детей бывшим супругам надо что-то изменить в себе, надо найти силы для того, чтобы оставаться родителями. Когда разговариваешь с Ларисой и Алексеем, ловишь себя на мысли, что им дети не нужны. Они просто хотят расквитаться друг с другом… Вот в  Швеции есть специальные дома для расторгающих брак супругов, где они могут некоторое время пожить отдельно, но и без детей. Говорят, житие в таких домах помогает людям понять, что супругами можно и не быть, а родителями надо продолжать оставаться. Родитель – это тот, кто не сделает плохого своим детям. Так кто – Лариса или Алексей – родитель для детей? Видимо, никто. Поскольку никто из бывших супругов не может уступить другому ради спокойствия детей.

Наверное, в спорах о детях права и благородна та сторона, которая умеет уступить. Вспоминаются   американские мелодрамы: развелись супруги, а дети по-прежнему общаются и с отцом, и с матерью. Хоть у них у каждого уже новая семья. Можно же и так жить, находя в себе силы и возможности оставаться людьми и родителями.         

История вторая: Иван да Марья жили дружно, как умели. Воспитывали 6-летнюю дочь. Вели подсобное хозяйство и считались в поселке зажиточной семьей. Случилась трагедия, которую, казалось, ничто не предвещало: в солнечный зимний день решено было «заколоть кабана». Животное приказало долго жить, и весь процесс переработки свежины  лег на плечи супруги. А чем был занят супруг? Известно дело, поминал «убиенного». Жена раз попросила помощи, второй, третий, возникла перебранка, переросшая в потасовку. «Победителем» в склоке вышла супруга. Муж от ножевого ранения скончался.  Женщину осудили. Долгие шесть лет она проведет в местах не столь отдаленных. Отца ребенку не вернуть. Кому на воспитание передать девочку, в одночасье потерявшую отца и маму?   

На воспитание сироты претендовали сразу два родственных клана – родственники по линии матери ребенка и родственники со стороны  покойного отца. Весь поселок разделился на два противоборствующих лагеря, каждый из которых требовал ребенка своей стороне. Известное дело, родни и друзей у каждой из сторон  в поселке набралось достаточно.

Две бабушки, одна из которых мать осужденной, другая – мать убитого, одновременно подали документы в исполком на назначение их опекунами над ребенком. Причем обе пожилые женщины были на абсолютно равных  правовых позициях: одинаковы в возрасте, который позволял передать ребенка каждой из них ребенка на воспитание, одинаково в силе по состоянию здоровья, материальному и социальному положению. В общем, обе бабки «годны» к выполнению функций по опеки над внучкой. Даже дома спорящих бабушек стояли друг против друга.  Кому же следует передать ребенка на воспитание?    

Местные специалисты по охране детства попытались помирить бабушек, миром придти к  согласию в вопросе об опеке над внучкой. Не вышло. Каждая считала себя «правой». И действительно – кому отдать ребенка: семье покойного или семье осужденной, а,  по сути, семье убийцы?  Все, кто хоть раз задумывался о подобной ситуации, решал ее в зависимости от собственных предпочтений. И почему-то не думал о ребенке.

Когда мы приступили к решению проблемы в качестве независимых экспертов, рассуждали исходя из интересов ребенка. Итак, бабушка по линии покойного отца девочки – женщина  достойная во всех отношениях, именно она представляет потерпевшую сторону. Трагедию женщины даже представить невозможно: потерять сына никому не пожелаешь. Как же не отдать ей на воспитание внучку? Ведь девочка для этой бабушки – единственное напоминание о безвременно ушедшем сыне.  Но…  Бабушка по линии отца заявила, что не желает иметь ничего общего с родственниками по линии осужденной невестки. Их род без чьей-то помощи воспитает внучку. И никого к внучке даже на пушечный выстрел не подпустит! Ведь «во вражеском роду» воспитали убийцу. Как же они могут воспитывать девочку?

Однако маму ребенка никто не лишал родительских прав, да и сделать это невозможно, поскольку лишение родительских прав предполагает наличие вины родителя перед ребенком. Мать же ребенку ничего противоправного не сделала, всегда относилась к дочке по-матерински. И через шесть лет мать вернется,  и будет самостоятельно воспитывать дочь. Но если девочка попадет под опеку к бабушке по линии отца, разрыва отношений матери и дочери избежать не удастся.   Ребенок будет настроен против убийцы отца. Почему-то приходят на ум библейские слова о всепрощении, тем более что примеры всепрощения имеются…  

Бабушка по линии матери была настроена более конструктивно. Чувствуя свою косвенную вину за дочь, которая волей случая стала убийцей, - бабушка  клялась на святые образа и письменно гарантировала возможность «тому родственному клану» участвовать в воспитании внучки, если будет решено передать девочку ей под опеку. Ясно, что за все время, которое мать будет отбывать наказание, бабушка по материнской линии сделает все возможное, чтобы мать и дочь не утратили связей, а по возвращению матери из исправительного учреждения бабушка со спокойной душой передаст матери дочку на воспитание.  Стратегия бабушки по материнской линии больше соответствует интересам ребенка. Согласитесь, лучше иметь в жизни пусть одного, но самого близкого и дорогого человека – маму, а не страдать от того, что твоя мать убийца, не выжигать свою душу упреками и проклятьями в ее адрес.  

Вот с таким мнением  мы пришли в суд. Волнение, конечно, было, ведь судебная практика показывала, что ребенок в подобных ситуациях, как правило, передается на воспитание потерпевшей стороне, вроде как добытый в бою трофей, вроде как для сатисфакции.  Суд выслушал наши аргументы, отбыл в совещательную комнату, и вынес решение, основанное… на интересах ребенка. Девочку передали на воспитание бабушке по линии матери.

Прошло уже много лет. Все получилось так, как мы и прогнозировали. Мать вернулась из колонии, воспитывает дочь. Бабушка по линии отца нашла в себе силы смириться с ситуацией во благо ребенка. Пока девочка жила у бабушки по линии матери, она часто бывала в «доме напротив» - у бабушки по линии покойного отца. Сначала бабки не здоровались, не общались. Но однажды внучка тяжело заболела и в больнице обе плачущие женщины заговорили друг с другом. Простили ли они друг другу то, что получилось у их детей – этого никто не знает. Но сегодня у девочки есть мама и две заботливые бабушки.

Вот такие истории. В заключение следует добавить, что споры о детях порождаются отсутствием правовой, и что самое важное, межличностной культуры людей, еще вчера любивших и уважавших друг друга. И если для нас важны дети и их спокойная жизнь, - давайте жить дружно. Ради детей.

Вернуться к списку статей...
[ 1 ]
 
Яндекс.Метрика
©2013 - Все права защищены - child.edu.by